Главное – любовь к детям. Ежегодно 16 октября отмечается профессиональный праздник врачей аллергологов-иммунологов. О своем пути в эту профессию рассказала Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова

Ежегодно 16 октября отмечается профессиональный праздник врачей аллергологов-иммунологов. О своем пути в эту профессию рассказала в интервью «Университетской газете» основатель школы детских клинических аллергологов XXI века, заведующая кафедрой факультетской педиатрии ПФ, академик РАН, выпускница нашего Университета (ПФ 87) Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова.

Вы выросли в семье научных сотрудников. Повлияло ли это на выбор вашего дальнейшего профессионального пути? – Действительно, я росла в удивительной семье, которая предопределила мой дальнейший жизненный путь. Мои родители были научными сотрудниками в АН СССР: папа – радиофизиком, мама – историком. Их пример был для меня очень понятным и показательным: я знала, что, если много работать, хорошо учиться в школе и институте, можно поступить в аспирантуру, после чего защитить кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Почему ваш выбор остановился на 2-ом МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова? – С 8 лет я стремилась воплотить мечту стать доктором. Педиатрический факультет был тогда только во 2-ом МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. Путь в студенты был для меня непростым – поступить сразу после школы, несмотря на мою отличную успеваемость и хорошую подготовку, я не смогла. Однако тот год не прошел даром – я устроилась работать препаратором на кафедру иммунологии МБФ (заведующий – академик Рэм Викторович Петров), лаборатории которой только-только переехали в ЦНИЛ в Тропарево. В мои обязанности входило ухаживать за специально выведенными, генетически чистыми мышами в виварии, мыть пробирки, убирать помещения. Однако мне достаточно быстро стали разрешать принимать участие в экспериментах и учебном процессе. Иммунология увлекла меня с самого начала, оказав существенное влияние на дальнейший выбор специализации. В те годы в институте был факультет общественных специальностей, и вы активно трудились журналистом и переводчиком. Помогли ли эти специальности в жизни и профессии? – В годы моего студенчества этот факультет был очень популярен, и многие после основных занятий приходили «покорять» новые профессии. Меня заинтересовала возможность писать репортажи в институтскую газету «Советский медик», поэтому я с удовольствием осваивала профессию журналиста. Знания и навыки, полученные в тот период, очень пригодились мне, когда пришло время редактировать свои монографии и наш журнал «Педиатрическая фармакология».

Как вы находили время для отличной учебы и активной внеучебной деятельности? – Ответ прост: вместо того, чтобы лениться и жалеть себя, надо составлять четкие планы. Я практически не провожу время у телевизора, потому что, сидя перед экраном, ты проживаешь чужую жизнь и незаметно теряешь свою. Я это поняла еще в детстве: прочитав «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца, решила, что таким глупым образом распоряжаться бесценным временем никогда не буду. Когда же у тебя есть четкий план действий, то начинаешь двигаться к цели, исполняя пункт за пунктом. Возможно, это кому-то покажется излишне скучным или предсказуемым, но зато планирование поможет эффективно распоряжаться своим временем и добиваться лучших результатов. Расскажите о том, что повлияло на формирование ваших научных интересов в плане аллергологии? – Я познакомилась с этим направлением только в ординатуре Института педиатрии РАМН. На старших курсах своей alma mater я занималась в СНК детской неврологии на кафедре академика Левона Оганесовича Бадаляна. Кружковская жизнь была интересной и насыщенной: мы не только готовили доклады и участвовали в конкурсах, но и вместе путешествовали по пироговским местам. На 6 курсе я посещала кружок детской эндокринологии на кафедре тогдашнего директора Института педиатрии РАМН, академика Митрофана Яковлевича Студеникина. Мне были по душе эти специальности, но окончательного выбора для себя на тот момент я не сделала, что очень расстраивало. Только придя уже в ординатуре в отделение детской аллергологии, я поняла, чем хочу заниматься. Меня привлекло замечательное ощущение того, что, приняв правильное решение и назначив терапию, быстро получаешь результат, видя, как буквально на глазах улучшается состояние ребенка. Иммунологией, которая является научной составляющей этого направления, я начала увлекаться еще со времени работы препаратором. Если говорить о годах учебы, кого из преподавателей вы вспоминаете? – Мне было невероятно интересно на каждой кафедре, и я старалась получить максимум знаний по всем предметам. С огромным удовольствием я занималась у Натальи Валентиновны Полуниной (кафедра социальной гигиены, сейчас – кафедра общественного здоровья и здравоохранения) и очень благодарна ей за все, чему она меня научила. С большим удовольствием вспоминаю все профильные кафедры педиатрического факультета и любимых педагогов: члена-корреспондента РАМН, ученого-гематолога Наталью Сергеевну Кисляк, академика РАМН Вячеслава Александровича Таболина и многих других. Своими учителями я могу назвать абсолютно каждого, кто у нас преподавал – всем им я очень благодарна, ведь полученные в институте знания были необходимы для того, чтобы получить правильное и полное медицинское образование. С какими трудностями вы столкнулись в первые годы работы врачом? – Пожалуй, самое сложное – это бороться с устаревшими представлениями родителей пациентов, особенно это касается необоснованного назначения антибиотиков при вирусных инфекциях. Женщин – академиков в нашей стране не так уж много. Какие обязательства (в том числе, и моральные) налагает на вас этот статус?

– Да, вы правы, определенные обязательства статус академика накладывает: всегда приходится помнить, что к тебе прикованы взгляды многих, поэтому нужно говорить, выглядеть и поступать так, как будто тебя постоянно рассматривают под увеличительным стеклом. Это позволяет постоянно доказывать не окружающим, а самой себе, что все поставленные задачи выполняешь наилучшим образом – на благо пациентам и их семьям. И дело вовсе не в статусе академика, а в том, что мы вместе с коллегами, соратниками и учениками работаем, чтобы мир вокруг нас стал чуточку лучше: врачи – ставили верные диагнозы и назначали правильное лечение, а дети – скорее выздоравливали, обретая надежду на счастливое будущее. Ради этого действительно хочется жить и работать. Какие, на ваш взгляд, наиболее актуальные проблемы поставлены перед «детским здравоохранением» в XXI веке? – Первая и главная, на мой взгляд, задача – сохранить придуманную и реализованную почти сто лет назад в СССР систему детского здравоохранения. В этой организационной модели заложено все самое лучшее, потому что она наиболее ориентирована на соблюдение прав пациента – ребенка. На ваш взгляд, чем нынешние студенты отличаются от ваших сокурсников? – По большому счету, нынешние студенты очень похожи на нас в юности: среди будущих медиков всегда есть представители разных типажей – сомневающиеся в правильности выбора; нытики, которым тяжело учиться; оптимисты и энтузиасты, мечтающие сделать этот мир лучше. В идеале, в медицину должны приходить только те, кто выбрал профессию по велению души. Что бы вы посоветовали студентам в выборе специализации? – Я рекомендую не торопиться – с первого курса невозможно точно знать, каким врачом хочешь быть. Обязательно старайтесь хорошо учиться и дополнительно заниматься в научных кружках. Пользуйтесь возможностью менять СНК. Приведу такой пример: мои родители в детстве каждые 1-2 года отдавали меня в новую спортивную секцию, так как считали, что это поможет гармоничному физическому развитию. Тот же принцип действует при выборе специальности: сначала нужно развиться как гармоничная личность в медицине в целом и лишь потом сделать правильный выбор. Какие качества личности необходимо воспитывать будущему педиатру? Любовь к детям – главное качество педиатра. Дети неимоверно чувствительны к тому, что в душе у доктора: тянутся к тем, кто их действительно любит, и напротив – не хотят идти к врачу, если он фальшивит. Педиатр должен быть терпимым – маленькие пациенты много плачут, кричат, капризничают, если же это раздражает – лучше в эту профессию не приходить. Очень важно, чтобы детский врач был хорошо подготовлен, ведь на нем лежит огромная ответственность за здоровье и даже будущее ребенка и всей его семьи. Таким образом, хорошая образованность, твердые знания и навыки – вот необходимые качества будущего педиатра. Кроме того, детскому доктору не обойтись без склонности узнавать новое, осваивать незнакомые горизонты…, а еще – и непосредственности – ведь мы в большей степени дети, чем представители других специальностей, поэтому нам проще находить общий язык с нашими пациентами. Подчеркиваю, самое главное – это любовь к детям: именно она поможет сделать все возможное и невозможное во имя их здоровья!

Пироговский Университет — флагман медицинского образования России.

Как один из ведущих медицинских вузов страны, Пироговский Университет готовит высококвалифицированных специалистов, сочетая инновационные исследования с академическими традициями. Благодаря участию в программе «Приоритет 2030» вуз концентрируется на прорывных направлениях: иммуномедицине, генотерапии и нейротрофике, создавая технологии для борьбы с тяжёлыми болезнями и развивая персонализированную медицину.

По словам ректора Сергея Лукьянова, университет укрепляет позиции в рейтингах благодаря научным достижениям и высокому уровню подготовки студентов. Первый проректор Георгий Надарейшвили отмечает роль вуза как двигателя инноваций, а проректор по молодёжной политике Владислава Белякова подчёркивает важность развития soft skills и всесторонней поддержки студентов.

Таким образом, Пироговский Университет остаётся центром притяжения для тех, кто хочет стать частью медицины будущего.

Больше новостей лучшего медицинского университета читайте в телеграм-канале: https://t.me/daily_2med

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Прочтите